miko » Ср янв 27, 2021 8:50 am
Итак, рассказываю что было. Для будущих, тс, поколений..
Просто у меня до этого уже имелся некоторый опыт "дистанционного лечения" электроники по принципу "паяльник и тестер держать умею, говори куда тыкать, буду делать все что скажешь и озвучивать что при этом происходит". Это длилось долго, очень долго, месяцами, и всё равно заканчивалось лопнувшим терпением и отправкой посылки в мой адрес. Причем решение проблемы и причины неисправностей находились мной потом буквально сразу же после распаковки, подтверждая, что "лучше один раз увидеть.."
В этот раз в полученном от Игоря блоке, как и ожидалось, был разлив по плате электролита из конденсатора. В основном из того, который 100 мкФ,- стоит на шине питания +5V. Блок в машине стоит вертикально. Но электролит имеет одно интересное свойство: пятно по плате расползается не вниз а вверх. Хотя и во все стороны тоже, но больше всего вверх. Что, казалось бы, противоречит законам.. А сверху у нас - стоит процессор... Но дело не в нем.
Когда посторонние, несведущие люди, начинают в данном случае менять негодные конденсаторы и восстанавливать поеденные дорожки на плате, что, казалось бы, легко,-они делают только то, что видят. И не делают того, чего не видят. Просто из лени и потому, что им так кажется. А современный SMD-монтаж подразумевает, что на плате электрорадиоэлемент прикладывается выводами к контактным пятачкам и фиксируется каплей олова. Все очень легко и просто. При этом есть одно но. Между элементом и платой всегда есть зазор в толщину фольги. Куда, в эту щель, вылившийся электролит всегда втягивается капиллярным эффектом. И все. Оттуда его уже никак не вытащить кроме как отпаивать элемент. Хотя снаружи все красиво и ничего не видно. Со временем электролит под элементом делает свое черное дело и продукты электрохимической коррозии перестают быть жидкими. Теперь их уже не отмыть, их надо отскребать. При этом, там, где надо, - контакт исчезает, зато он появляется там, где не надо. Но основная причина отказов (техника то цифровая) - это с'еденные кислотой медные дорожки. Внешне этого, опять таки, на первый взгляд не видно. Выглядит это как потемнение меди. Тоненькой, толщиной с волосок, темной полоски на медной дорожке достаточно чтобы контакт отсутствовал. Тестер в режиме прозвонки это показывает. Но даже если не показывает - сейчас не показывает - это лишь означает, что процесс коррозии идет, он в процессе, но не окончен. Контакт пока есть, но исчезнет в скором времени. И такой недоремонтированный от лени блок рано или поздно но всё равно откажет. Все потемневшие места на плате требуется зачистить и пропаять с удалением следов флюса. Потому что следующий сюрприз от протекшего электролита - это то, что он проникает под лак, которым покрыта плата. И весь этот набухший лак надо не ленясь счищать, а медь под ним лудить и пропаивать.
Конкретно в этом блоке я нашел 7 поврежденных дорожек. Но только две из них были критичны для работоспособности. Поясню. Блоки ЭФИ достаточно универсальные изделия и имеют несколько исполнений для разных комплектаций двигателей. В блоках много избыточности. Некоторые элементы вовсе не установлены, другие установлены но не используются. То есть на работоспособность конкретно с этим двигателем не влияют. Простой электрик этого конечно не знает. Для этого нужна полная схема подключения блока. Первый критичный момент в этом блоке - был обрыв цепи барометрического датчика, причем сразу в двух местах. Как это могло сказываться на работе двигателя, пока он еще работал,- ума не приложу. Специально экспериментировать с отключением барометрического датчика нет никакого желания. Второй и самый главный - обрыв цепи +5V микросхемы IC111. Это многофункциональная гибридная сборка на керамической подложке. Кроме прочего на ней выполнен источник питания 5 Вольт для всего устройства. Причем обрыв произошел в цепи обратной связи источника. То есть источник перестал видеть, что же он выдает на собственном выходе. Ему стало казаться что там ноль Вольт. Естественно, цепь авторегулирования стала поднимать напряжение и подняла таки его до максимально возможного - до напряжения бортовой сети 12 V. Вот откуда в цепях всех датчиков и вообще везде где должно было быть 5 Вольт, вдруг появилось 12 или сколько там. Это произошло потому, что ремонтник, который менял в этом блоке конденсаторы, отмывал плату и пропаивал дорожки, поленился все проверить. Сделал работу быстро но некачественно. Обрыв дорожки к микросхеме произошел на межслойном переходе. Плата двухслойная. А этот переход находится, в свою очередь, под диодом. Поэтому, пока не отпаяешь диод,- с'еденного коррозией перехода не видно. А диод этот снаружи выглядит великолепно, его выпаивать вроде как нет причин. Того, что происходит под ним снаружи не видно. Ладно. Хорошо. Выпаиваю диод, восстанавливаю контакт. Теперь самое время включать и проверять. Тестер показывает целость основных элементов, отсутствие пробоев, замыканий. Включаю. И что вижу. Все 4 форсунки постоянно открыты, диагностический светодиод горит постоянным светом. Ну то есть все как говорил Игорь. Теперь самое время разобраться, что происходит. А происходит вот что. Когда по шине питания 5V шандарахнуло бортовыми 12 Вольтами, владельцу очень повезло что в микросхемах не повыгорали дырки. Ведь бывало и такое. Есть всё же у японцев некоторый запас прочности. Но не везде. Одна из м/схем всё же не выдержала. И слава богу что это не процессор, потому что тогда блок пришлось бы сразу отправить в утиль. Пробилась буферная м/с между процессором и выходными силовыми ключами форсунок. Эта м/сх стоит там кроме прочего для глушения топливоподачи и зажигания диагностического светодиода постоянным светом при некоторых возникающих неисправностях. Откройте книжку в разделе диагностических кодов, там самый первый код в таблице - свечение постоянным светом - неисправность блока - заменить блок - вот это как раз оно. С той только разницей, что от 12V м/сх пробилась и форсунки открылись а не заглушились. А эта м/сх - стандартная логика 2ИЛИ-НЕ, кто знает, о чем это вообще. На всех трех выводах каждого элемента этой м/сх высоких логических уровней одновременно наличествовать ну никак не должно. С этим все ясно. Замена. Ну вот и все.
Включаем, проверяем, - все работает.
Для желающих убедиться как же это так, что от протекшего электролита может нарушаться контакт незаметно даже для вооруженного взгляда, причем гораздо вверх по плате над конденсатором, я оставил парочку таких мест. На этой плате отсутствует м/схема IC106. С завода. За ненадобностью. Она не нужна в этой модификации. Но буде когда она бы стояла, то управление ею шло бы от 46 и 47 выводов микроконтроллера. Сейчас каждый может тыкнуть тестером и убедиться, что связи 46 и 47 выводов с 3 и 6 выводами отсутствующей IC106 соответственно - нет. А должна быть. И причина тому - тоненькие, с волосок толщиной, черненькие полосочки поперек дорожек прямо аккурат под выводами контроллера. Не зная этого, даже вооружившись лупой, вы ничего там не увидите. Вот в этих местах контакты отсутствуют полностью. Но в других аналогичных местах контакты толщиной все с тот же волосок, еще могут быть, когда вы проверяете или ремонтируете плату. Это не надолго. Новому счастливому обладателю как раз хватит чтобы купить такую "абсолютно исправную машину" и доехать на ней до дома. Ну или не доехать..
1991 N23W-00001008 (!) 4G63 W4A32